Абонентский учет - подготовка данных
Мы неоднократно видели ситуацию, когда клиент хочет оптимизировать и автоматизировать свою работу, перейти на современное программное обеспечение для учета начислений (абонентского учета). Упорно начинает работать, а потом останавливается на полпути. Из собственных наблюдений и опыта наших клиентов мы хотим поделиться советами как легко и быстро настроить программу учета под нужды своей организации.
С чего начать подготовку базы данных?
Залог успеха этой задачи зависит от подготовки базы данных для переноса в программное обеспечение. От этого этапа зависит, насколько удобно будет работать не только отделу расчетов и бухгалтеру, но и коммунальному предприятию и абонентам.
Всем известно, хорошему результату всегда предшествует кропотливая подготовка. А когда речь идет о подготовке и проверке данных - это требует особого упорства и настойчивости. Итак, какие данные нужно подготовить, чтобы легко и быстро настроить абонентский учет в программе - рассказываем на примере Мой Дом Online.
Перед началом работы с программой Мой Дом Online стоит ознакомиться с терминологией:
- объект недвижимости - многоквартирный или частный дом, для которого ведется учет в системе;
- лицевой счет - каждый владелец помещения имеет аккаунт - уникальный набор цифр, который идентифицирует личный счет владельца в программе Мой Дом Online;
- статья начислений - вид услуги или взноса, стоимость которых рассчитывается и выставляется жителям к оплате в виде квитанций в каждом расчетном периоде (месяце);
- остаток на расчетную дату - остаток средств по состоянию на конкретный день;
- реестр оплат - реестры платежей, которые содержат информацию об оплатах жителей, поступивших на расчетные счета предприятия или ОСМД. В реестрах платежей, в отличие от банковской выписки, подробно указаны суммы, уплаченные по каждой отдельной статье начисления для каждого отдельного лицевого счета;
- начальное показание счетчика - показание, от которого начинаются начисления, по состоянию на конкретный день.
Далее нужно выполнить важное домашнее задание - собрать все необходимые данные для переноса их в систему, в частности:
- информацию о доме;
- виды начислений, тариф и период его действия;
- данные лицевых счетов;
- показания счетчиков;
- сводные остатки по каждой статье начислений;
- выписка из клиент-банка;
- реестры предыдущих оплат;
- перечень льготных категорий или файлы монетизации из банка.
Где найти нужную информацию для учета?
Любое сбережение начинается с учета. Мы попытались выяснить, как ведут учет наши клиенты.
Одни - в бумажных абонентских книгах, купленных в ближайшем книжном магазине. Другие - в программе Excel - на рабочем компьютере. Есть клиенты, которые получают показания счетчика от жителей через Viber в формате фото, а затем вручную вносят их в расчетные документы. Для каждого своя норма.
Типичная ситуация: у вас есть все данные, но они в разных форматах и в разных местах. Разве это удобно для бухгалтера и руководителя?
Есть еще один участник процесса начисления - владелец квартиры или домовладения. Для него важно своевременно получать квитанцию с начислениями с правильными расчетами, отслеживать историю своих оплат, понимать составляющие тарифа и размер льготы или субсидии. А еще - оплатить все это быстро и без очередей.
Отличное решение - собрать все вместе в одной системе.
Как упорядочить данные для абонентского учета?
Чаще всего наполнение базы данных нужно в двух случаях:
- для вновь созданного предприятия или объединения;
- для систематизации имеющейся информации.
В первом случае все просто - необходимо составить список лицевых счетов и их параметры (адрес, площадь квартиры и т.д.). Обычно, собрать эту информацию можно путем опроса жителей. Чтобы начать ведение автоматического учета, достаточно установить для них нулевые значения.
Во втором случае - выбирать и систематизировать данные из разных источников: из бумажных журналов и книг ведения учета, электронных таблиц, электронных писем, старых программных комплексов и тому подобное. Нашим клиентам мы рекомендуем упорядочить все данные в одном Excel файле. С ним удобно работать и вносить информацию непосредственно в нашу программу.
№ |
Вид данных |
Формат |
Комментарий |
Пример |
1 |
Дата начала начисления в системе |
Согласно решению руководства |
||
2 |
Перечень видов / статей начислений, действующий тариф, период действия статьи начислений |
Название статьи начислений, тип (по площади, по счетчику т.д.), дата начала действия статьи, действующий тариф / размер взноса и лицевые счета, по которым осуществляются начисления по статье |
Содержание дома за 1 м2 площади, тариф 8,50 грн действует с 01.03.2020, начисления на все лицевые счета квартир с 1 по 50 |
|
3 |
Адрес дома (ов) для учета |
Населенный пункт, название улицы № дома, № квартиры |
Этаж, подъезд- не обязательно |
м. Киев, ул. Пимоненко, 7, кв. 1-100 |
4 |
Лицевые счета (список) |
Только цифры |
ФИО, телефон, email - не обязательно |
О / р 001, Иванов И.И., 0671112233, [email protected]; О / р 002, Петров П.П., 0671112233, [email protected] |
5 |
Показания счетчиков |
Начальные и текущие |
На начало и конец месяца |
Счетчик холодного водоснабжения: начальный показатель 100 м3 в 01.03.2020 текущий показатель 110 м3 в 25.03.2020 |
6 |
Сводные остатки по каждой статье начислений на дату сведения |
Остатки выводятся на дату сведения по каждой статье отдельно |
Содержание дома, о / р 001: остаток 38,50 грн на 01.03.2020 |
|
7 |
Выписка из клиент-банка, реестры оплат |
Чтобы внести платы за нужный месяц |
||
8 |
Перечень льготников или файлы монетизации из банка |
При наличии льготников |
Правильно структурированная информация поможет:
- привести в порядок имеющиеся данные;
- быстро и легко проводить учет начислений в выбранной программе;
- вовремя получить первые расчетные квитанции;
- избежать ошибок и необходимости корректировать информацию после создания квитанций;
- свести к минимуму недовольство жителей при получении новых квитанций;
- автоматизировать учет;
- минимизировать затраты времени.
Программа Мой Дом Online - это удобный инструмент для ведения абонентского учета коммунального хозяйства. Она помогает быстро и легко наводить и поддерживать порядок в данных, приучать жителей к своевременной подаче показателей и осуществлению оплаты. Мой Дом Online - все в одной системе.
А вы уже подготовили данные для ввода в систему?