4 этапа борьбы с должниками
Как сообщает Госстат Украины на конец декабря 2020 задолженность украинцев за коммунальные услуги составила 73 млрд грн, в том числе:
- за природный газ - 31,5 млрд.грн;
- за поставку тепловой энергии и горячей воды -24,1 млрд.грн;
- за поставку и распределение электрической энергии - 6,1 млрд.грн;
- за управление многоквартирным домом - 1,1 млрд грн.
Значительная сумма, не так ли! Отсутствие такой суммы в нужный момент может стать не только причиной несвоевременной выплаты заработной платы работникам, а и привести к серьезным убыткам.
Не важно, большая или маленькая задолженность - это проблема. Как бороться с должниками ОСББ или другого домохозяйства? Для успешного разрешения этой проблемы на уровне отдельного домохозяйства необходимо использовать все доступные инструменты в соответствии с этапом борьбы, а лучше сказать - работы с должниками за коммунальные услуги.
Какие могут быть этапы, давайте разбираться вместе.
1-й этап борьбы с должниками - коммуникационный
Ситуации бывают разные. Кто-то оплатил коммунальный платеж в последний день месяца, а значит не успел вовремя рассчитаться с компанией-поставщиком коммунальных услуг. Кто-то заболел и не оплатил задолженность своевременно. Кто-то купил квартиру и не живет в ней. У каждого свои уважительные причины. Здесь важны такт и сдержанность.
Следует обязательно сообщить совладельцу о задолженности всеми возможными способами, убедиться, что адресат получил и понял сообщение, и вступить в диалог. Сообщают по-разному: заказным письмом с уведомлением о вручении или по телефону.
Отправить сообщение о задолженности с помощью программного комплекса Мой Дом Online будет очень просто.
Важно не потерять время и выяснить все разногласия. Программа Мой Дом Online автоматизирует этот процесс: в соответствии с потребностями вашей организации, можно настроить критерии определения должников из предложенных системой, а именно:
- сроки оплаты;
- критические суммы задолженности;
- способ расчета задолженности: по балансу или по отдельной статье начисления.
Далее система автоматически запустит механизм коммуникации с жителями:
- может обнародовать список должников на сайте вашей организации;
- отправит email и смс сообщение должнику;
- отправит оповещение должнику в Telegram бот Мой Дом Online.
К тому же, если учет ведется правильно, то житель сможет самостоятельно с помощью Телеграмм бота запросить у системы Мой Дом Online Акт сверки, получить его и ознакомиться с ним.
Уже на этом этапе работы с должником часть задолженности получится погасить - если бухгалтерия обратит внимание на долг пока он еще не слишком большой, предоставит необходимые разъяснения или просто напомнит об оплате, житель оплатит начисления.
2-й этап - финансовые санкции к должникам
На этом этапе организация начинает применять финансовые санкции к должникам, в частности - начислять пеню за неоплаченные начисления за коммунальные услуги по ставке 0,01% от суммы долга за каждый день просрочки со следующего дня после предельного срока оплаты. Начисление пени производится в соответствии с ч.1 ст.26 Закона о жилищно-коммунальные услуги. Кроме того, в Украине существует практика взыскания не только пени, но и инфляционных убытков и 3% годовых (ВС / КЦС№210 / 5796/16-ц, 18.03.2019). Подробнее о начислении пени можно прочитать по ссылке.
Обычно, эта практика не дает существенного результата. После нее очень быстро переходят к следующему этапу.
3-й этап борьбы с должниками - через суд
Взыскание долга в судебном порядке - неприятное дело, но результативное. Процедура взыскания задолженности в судебном порядке состоит из нескольких этапов:
- обращения с иском в суд;
- получения постановления суда об открытии производства;
- получение решения;
- принудительном взыскании задолженности исполнительной службой.
Подробнее о принудительном взыскании долга можно узнать из нашей статьи по ссылке.
4-й этап борьбы с должниками - ограничительный
Бывают такие ситуации, когда человек принципиально не платит начисления: никакие уговоры, разговоры, сообщения, пеня и судебные решения не помогают. Если ситуацию так и оставить, должник будет продолжать пользоваться услугами, а долг продолжит расти. В таком случае к должнику применяют принудительные меры: ограничивают в пользовании общим имуществом (лифтом, парковочной зоной и т.д.).
Для реализации этого способа дом должен быть оснащен специальной пропускной системой, которые позволяют удаленно контролировать ситуацию в помещениях: управлять доступом к дому и комфортом жилья, получать уведомления об опасности и своевременно реагировать на них, выбирать готовые сценарии работы устройств или создавать собственные, а также просматривать историю событий и видео из облачного хранилища. Кроме того, обслуживающие организации могут индивидуально управлять правами доступа для каждого жителя дома, персонала или посетителей.
Важно! Особенность этого этапа состоит в том, что воспользоваться им могут не все - а только те, кто имеет прописанные ограничительные меры в уставе организации. Судебной практике известны случаи, когда в квартире ОСМД отключили холодное водоснабжение от общей сети дома. Узнать больше о практике отключения должника, в частности о судебном случае можно узнать из статьи по ссылке.
Люди меняются. Времена меняются. Общество стремится к порядку, прозрачности, качественной жизни. Современные технологии, осведомленность и возможность самостоятельно изменять среду вокруг себя позволяют формировать и контролировать как дисциплину оплат со стороны правления домохозяйства, так и прозрачность ведения учета начислений и управления домом со стороны жителей и совладельцев. Поэтому важно не быть равнодушным и пытаться решать вопрос, в частности, по работе с должниками, еще на начальном этапе возникновения проблем.